Арлекин
В 2016-2017 году при содействии фонда в Колпинской воспитательной колонии ФСИН России был создан Театр теней "ANIMA". Премьера первого спектакля Театра "Сны о свободе" состоялась в клубе колонии. И на неё были приглашены представители СМИ. Среди них был известный петербургский журналист Владимир Желтов. Вот его статья о премьере.
«Здравствуйте, Оксана Анатольевна!» - «Здравствуй, Саша!» -«Ну что, завтра освобождаешься?» - «Да». – «Какие планы на будущее? Чем будешь заниматься?» - «Еще не знаю». – «У тебя есть время подумать! Спокойной ночи!» - «Спокойной ночи!»
Оксана Анатольевна растворяется в сумерках, Саша ложится на металлическую кровать, покрытую казенным одеялом. Спит он беспокойно...
С этого диалога начинается спектакль. Завершается - другим.
«Доброе утро, Оксана Анатольевна». – «Доброе утро, Саша. Ты что, не спал?» - «Спал. И мне снились сны». – «Какие сны?» - «Сны о свободе».
«Реальные», «говорящие» персонажи - Саша и Оксана Анатольевна (она – капитан внутренних войск, он – заключенный, совсем еще мальчишка) - только в прологе и эпилоге. Все остальное действо - на экране, то на чистом, как свежевыстиранная простыня, то являющем собой фотографию роскошного василькового поля или коллаж, где противоборство – в прямом смысле, на руках - Бога и дьявола. Языком театра теней рассказывается Сашина жизнь. И та, что была до того, как его осудили по статье 228, часть 4 (сбыт наркотических средств и т.п.) УК Российской федерации. И та, которая может быть после того, как он через 4 года и 6 месяцев он покинет пределы Колпинской воспитательной колонии. В Сашиных «снах о свободе» есть покаяние перед матерью, встреча с любимой девушкой, институт и даже рождение первенца…
Все в спектакле, а он так и называется, необычно: и замысел, и сценарий, и исполнители, и «сценическая площадка» - клуб… той самой Колпинской воспитательной колонии.
На воротах колонии начертано: «За преступлением следует наказание, за искуплением – свобода». Как объяснили автору этих строк, в Колпинской воспитательной колонии содержатся несовершеннолетние, от 14 до 18 лет, совершившие особо тяжкие преступления и получившие максимальные сроки – до девяти лет лишения свободы.
Мне довелось побывать и на прогоне и на премьере спектакля.
Когда в клубный зал ввалилась шумная ватага веселых подростков, захотелось ущипнуть себя: мы в самом деле за высоким забором, по верху которого спиралью извиваются колючая лента «егоза»?! Удивили и лица ребят - такие не насторожат даже в тёмном переулке.
По репликам, доносившимся во время репетиции из-за экрана, становилось ясно: спектакль – акт коллективного творчества. Что не могло не порадовать. Хотя, конечно же, у спектакля есть авторы. Прежде всего, режиссер Владимир Котов и инициатор постановки Валерия Тимошенко, организатор благотворительного проекта «ПРОсвет». Она, кстати, исполнительница единственной женской роли.
На естественный для меня вопрос, не боялась ли Валерия непосредственного контакта с осужденными, она ответила, предварительно уточнив:
- С теми ребятами, с кем я работала? Мне даже трудно представить, что они способны на что-то плохое.
Спектакль сыгран был на одном дыхании. (Он не длинный, минут двадцать. По окончании кто-то из зрителей обронил: «Хорошо, но мало!»)
Как и полагается в настоящем театре, были бурные аплодисменты, были цветы. А еще - групповое фотографирование бритоголовых артистов со зрителями, в числе которых - начальник колонии полковник Владимир Ивлев. (Где еще начальник колонии фотографируется со своими подопечными?!)
- Не каждый день в наших стенах премьера, - сказал перед спектаклем Владимир Иванович, обращаясь к приглашенным на премьеру представителям Общественного совета (???) и журналистам. - Мы рады показать вам нашу работу, которой очень городимся. Делали мы ее с душой и с огромным упорством. Нашим воспитанникам прекрасное не чуждо. Даже находясь в изоляции, они имеют возможность соприкоснуться с искусством.
Валерия Тимошенко призналась мне, что постановку затевали «не ради одного показа»:
- Спектакль обязательно увидят все заключенные колонии, их родители. Мы снимем видеоролик, будем его показывать в других колониях. Возможно, выложим в интернете. Мне приходится бывать и в других местах лишения свободы, и где бы я ни рассказывала о нашем спектакле, везде хотят его увидеть! Может быть, еще кому-то захочется сделать что-то подобное. Для нас же идеальный вариант - создать театр. Такой опыт уже есть. В Казани заключенные не только поставили спектакль, но и играли его в обычном театре (разумеется, была необходимая охрана), вырученные от продажи билетов деньги пустили на благотворительность. Выручка получилась приличная, потому что театр был битком!..
как это было
Владимир Котов, артист Театра комедии имени Н.П. Акимова, заслуженный работник культуры Российской Федерации:
- Когда мы познакомились, Валерия рассказала о благотворительном проекте «ПРОсвет», занимающемся социально-культурной адаптацией заключенных, сказала, что ищет режиссера для необычной постановки. Она меня свела с полковником Владимиром Ивлевым, который на меня произвел сильнейшее впечатление, поскольку он человек энергичный, фонтанирующий различными идеями. Спектакль я предложил сделать по «Василию Теркину», на что Владимир Иванович сказал: нет, давайте сделаем что-то нетрадиционное, необычное. Познакомившись с воспитанниками колонии, я решил: сюжет должен быть о том, что и волнует, иначе ничего не получится. Тогда-то и возникла идея спектакля «Сны о свободе» в жанре театра теней. К написанию сценария я привлек Еленой Елагиной. Сюжет и образы у нас, безусловно, присутствуют, но текста нет - есть игра, пластика, музыка. 14 человек добровольно изъявили желание участвовать в спектакле. Если бы в «добровольно-принудительном порядке», точно ничего бы не получилось!
Я испытал некоторое потрясение – от отношения ребят к работе. Спектакль делался на энтузиазме – как в студенческих театральных студиях. Мальчишки сами предлагали какие-то ходы и трюки, порой, на первый взгляд, невероятные. «А как мы это сделаем?» - спрашивал я. «Мы сделаем!». И с места делали сальто назад. «И это сделаете?» - «И это!» Ребята всячески старались доказать, что могут, если не все, то многое. И доказали!..
От автора.
Когда-то, давным-давно, когда не было ни интернета, ни Википедии, и мало кто из советских граждан знал, что Георгий Жженов «мотал срок» в сталинских лагерях, а Иннокентий Смоктуновский осваивал азы актерского мастерства в норильском Заполярном театре драмы - вместе с заключенными, я поинтересовался у народного артиста России Петра Вельяминова его театральным образованием. Петр Сергеевич был предельно краток:
- Лагерная самодеятельность…
Владимир Желтов,